Западная демократия

Не трудно заметить два значимых различия между этими моделями. Вопервых, во второй модели народ  из церковного организма и Шо; превращается в национальный организм. Вовторых, если в ромейской модели народ был средоточием и субъектом общественнополитической жизни в ее важнейших проявлениях, то в новогреческом случае, который, заметим, представляет собой типичный вариант современной западной демократии, народ оказывается пассивным объектом для манипуляций со стороны политической власти, которую Г. Металинос отождествляет с государством. Получается, что политическая власть в современной практике узурпировала права и прерогативы народа. В связи с этим напрашивается вопрос о демократичности самой современной модели демократии, особенно в ее сравнении с ромейской моделью.

Что касается положения в империи отдельных народов, то доминирующая роль в культурном (но не государственнополитическом) отношении будет, безусловно, принадлежать грекам как носителям культурного ядра ромейской традиции. Остальным народам гарантирована некоторая степень культурной автономии при одновременном включении их в ромейскую нацию, очень напоминающую гумилевский суперэтнос.