Выключение России

Выключение России из греческой национальной идеи, переориентация России на славян, а также быстрый территориальный рост Греции во второй половине XIX начале XX в., в результате которого наметилось пересечение геополитических интересов России и Греции в Балканском регионе, привели к формированию нового образа России в сознании греков: прежнее уважительное и дружелюбное отношение сменилось настороженным, а подчас и откровенно враждебным. Происшедшее изменение ярко иллюстрируют события, связанные с русскогреческими противоречиями на Афоне в период Балканских войн и Первой мировой. Интересно, что афонские события продемонстрировали также изменение менталитета греческого духовенства, которое к этому времени стало воспринимать православие как греческую национальную религию.

Собственно, афонский вопрос можно считать частью восточного вопроса — как вопроса о судьбе Османской империи и ее завоеваний — в международных отношениях, и предыстория его такова. Первые бесспорные исторические свидетельства пребывания наших предков на Афоне относятся к XI в. и косвенно говорят о том, что русское монашество на Св. Горе уже имело к этому времени сложившиеся традиции. На протяжении всего Средневековья Афон был для Руси центром книжности и православной духовности. Османское завоевание принесло афонцам тяжелые времена, их материальный достаток с этого времени в значительной мере зависел от пожертвований русских монархов и знати. А после того как Россия обрела возможности для оказания действенной помощи христианским подданным Османской империи, Афон вступил в новую эпоху подъема. В XVIIIXIX вв. для подданных России значительно облегчилась возможность попасть на Афон и число русских иноков на Св. Горе начало быстро расти. Уже в 1757 г. прп. Паисием Величковским был основан ставший впоследствии знаменитым Ильинский скит. А на протяжении одного лишь XIX в. русские иноки выкупили у греков 21 келлию. В 1849 г. был открыт Андреевский скит, в 1896 г. образовано Братство русских келлий.