Восточно-христианский

В связи с этим отметим, что географическая зона, которую охватывает ныне «Великая идея», включает в себя не только Балканы и Причерноморье, то также и восточно-христианский мир (Рум Ортодокс). Призывы к более активной политике на Ближнем Востоке с опорой на христианское население арабских стран продиктованы не просто желанием включить этот регион в сферу влияния (для начала хотя бы культурного) Греции, но и опасением, что на этом пути греков опередят русские, претендующие на гегемонию в православной ойкумене.

Итак, мы видим, что ромейская теория, начав свое существование как отвлеченная историкофилософская концепция, постепенно превратилась в разновидность национальной идеологии «Великую идею» цивилизационного типа. Несмотря на то что условий для практической реализации выдвинутых И. Романидисом и его единомышленниками идей в настоящее время не существует, сам факт их существования демонстрирует настроения, господствующие в определенных слоях греческой интеллигенции.

Воскрешение «Великой идеи» Трагические события начала 1920х гг. произвели глубокое потрясение в греческом обществе. Мечта о восстановлении греческой государственности в Малой Азии и возвращении священного города Константинополя, которая, казалось, была близка к осуществлению, не смогла реализоваться. Вместо этого греческая армия была разбита, в Греции наступил политический кризис, множество греков Малой Азии погибли или были вынуждены бежать. «Великая идея», потерпевшая сокрушительное поражение в качестве внешнеполитической доктрины, находилась в состоянии глубокого упадка.