Ромейская теория

Поскольку ромейская теория начала свое существование как историкофилософская концепция, логично начать ее рассмотрение именно с этой составляющей. И. Романидис сделал краеугольным камнем всей своей историкофилософской конструкции категорию цивилизации. Здесь нужно оговориться, что в греческом языке до сих пор понятия «цивилизация» и «культура» обозначаются одним словом тгоАлті оцої;, из чего следует, что эти понятия не получили строгого разграничения. Б третьем издании книги И. Романидиса «Ромейство — Романия — Румелия», которое представляет собой наиболее полное изложение его взглядов, в отдельных случаях из контекста трудно точно определить значение слова 7іоіті(7(л6;, употребляющегося автором очень часто, но в большинстве случаев оно, очевидно, соответствует своему первоначальному значению. Собственно, в самом цивилизационном подходе к рассмотрению истории ничего нового нет. И. Романидис и не пытается представить его своим достижением: по его мнению, наиболее авторитетным источником по этому вопросу является многотомный труд А. Тойнби. И. Романидис разделяет и тойнбианское понимание цивилизации как синонима шпенглеровского «культурного круга», т. е. пространственновременной общности, объединенной общим культурным наследием.

Новое заключается в том, как И. Романидис использует данный подход, анализируя вначале греческую, а затем и всю европейскую историю. Прежде всего, отталкиваясь от постулата о непрерывности развития греческой нации с древнейших времен до наших дней, он утверждает, что все это время греки были носителями и единой цивилизации. И если представление о непрерывности развития эллинизма за последние полтора столетия уже стало общим местом в греческой историографии, то тезис о цивилизационном единстве можно расценивать как новацию И. Романидиса. Его оригинальность еще более подчеркивается тем обстоятельством, что, согласно И. Романидису, греки составляли ядро этой цивилизации, но почти никогда не были ее единственными носителями. И. Романидис не был первым, кто применил цивилизационный подход к анализу греческой истории и связал его с идеей непрерывности развития эллинизма. Такие попытки делались уже в начале XX в. (например, П. Яннопулосом), а диктаторский режим Метаксаса даже выстроил на их основе свою официальную идеологию «третьей греческой цивилизации». Но все эти концепции рано или поздно должны были задаться вопросом: а действительно ли существует историческое единство греческой нации, если ей несколько раз приходилось менять свой цивилизационный облик? И им приходилось доказывать непротиворечивость этого утверждения. Ромейская теория это противоречие снимает.