Реформа полковников

Реформа «полковников» обеспечила духовенство привилегиями государственных служащих, важнейшие из которых — стабильное государственное жалованье и социальные гарантии. Действия правительства были по достоинству оценены руководством Элладской церкви: Г. Пападопулос стал первым премьерминистром, получившим высшую награду Св. Синода — золотой Крест основателя греческой Церкви Св. апостола Павла. Но в обмен на благодеяние со стороны государства Церковь вынуждена была согласиться на преобразования, ужесточавшие внутрицерковную дисциплину и предоставлявшие государству более широкие возможности для вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви. В частности, это коснулось Афона, где все существовавшие на тот момент особножительные монастыри (идиоритмы) были принудительно преобразованы в общежительные а также порядка назначения архиереев. Новое положение вещей было закреплено новым церковным Уставом, принятым в феврале 1969 г.

Итак, мы видим, что политика военного режима в отношении Церкви преследовала цель превратить ее в послушный инструмент в руках правительства. Для Церкви реформа «полковников», многие положения которой остаются в силе и поныне, имела двоякие последствия: с одной стороны, материальное положение духовенства существенно улучшилось, но с другой — усилилась зависимость Церкви от государства.

Ситуация в духовных школах была переломлена благодаря приглашению преподавателей из числа греков диаспоры, в том числе уже упоминавшегося И. Романидиса, воспитанных в духе православной образовательной традиции, возрожденной Русским богословским институтом в Париже.