Поздние выводы

Справедливости ради надо сказать, что эти поздние выводы И. Романидиса не повлекли за собой пересмотра основного корпуса его теории, что прослеживается как по последнему изданию его важнейшей работы на эту тему, так и по сочинениям его ближайшего единомышленника Г. Металиноса.

Кроме того, в основе языка римлян лежали греческие диалекты. Первоначально римляне говорили на «чистом греческом», но по мере включения в состав их государства соседних племен все большее распространение получала латынь — «искаженный греческий». Из смешения «чистого греческого» и латыни впоследствии появился и албан скнй язык. Ко времени классической античности процессы формирования греческого и латинского языков уже завершились, поэтому народы, вошедшие в римское государство позднее, сохранили своиязыки, которые лежали в основе ихэтнической дифференциации в римском государстве. Иными словами, они становились римлянами, не теряя своей главной — языковой — этнической характеристики. Следуя логике Романидиса о      превращении в римлян таких народов, как саксы и кельты, а также опираясь на его методологию, ставящую на первое место нарративные источники и мифологию, надо признать правомерным заявление Ивана Грозного о том, что он «от Кесаря Августа род свой ведет», основанное на утверждении «Сказания о князьях Владимирских» о римском происхождении Рюрика. Значит, русские тоже римляне и вполне имеют право претендовать на возрождение Римской империи в собственном лице. Каковая претензия в свое время уже была сформулирована теорией «Москва — третий Рим».

Использование языкового критерия в качестве главного этнодифференцирую щего признака — не нововведение И. Романидиса. В этом он следует за восточнохристианской традицией: не случайно греческое слово ?0лю; переводилось на церковнославянский как «язык», подразумевавший одновременно и язык, и народ. Но для этой традиции — ив этом И. Романидис от нее отходит — не существует (или не имеет значения) никакое национальное или наднациональное государственнополитическое объединение. Традиция знает единство народов только как «народ Божий», где нет «ни Эллина, ни Иудея», ни ромея. Что же касается слова ?0ло;, то оно имеет также и значение «языческий народ».