Национальное возрождение

После духовного, а затем и географического объединения греков государство наконец сможет приступить к выполнению третьей, самой важной задачи, являющейся третьим этапом и одновременно конечной целью всей яннопулосовской программы, — к национальному возрождению. Для греческой нации возрождение означает возвращение лидирующих позиций во всех областях человеческого развития. Греки вновь станут образцом для подражания для других, «низших» рас и вернутся тем самым к исполнению своей исторической миссии.

Концепция Яннопулоса результат идейного брожения в рядах греческой образованной элиты. Она приняла форму политической программы, сформулированной на основе этноцентрического дискурса. Ее идейная основа эклектична (возможно, в этом проявилось отсутствие у Яннопулоса систематического образования), в ней прослеживается влияние идей Просвещения, романтизма, философии Аристотеля, а также новых веяний в европейской общественной мысли — ницщеанства и зарождающегося расизма.

Проблема оценки взглядов П. Яннопулоса в принятых ныне в историографии национальных движений категориях представляется довольно сложной. Слово «расизм», как было указано выше, к ним не применимо. Можно назвать его воззрения националистическими, но это на практике означает не назвать их никак, поскольку термин «национализм» в настоящее время не имеет однозначного толкования. Наиболее приемлемой представляется их характеристика как этноцентристских. Этноцентрический дискурс, как мы видели, начал складываться в среде греческих интеллектуалов еще до появления греческого государства. Заслуга же Яннопулоса заключается в том, что он первым сформулировал на ее основе конкретную программу действий и придал ей массовый и всеобъемлющий характер.