Келлии и калливы

Келлии и калливы — это небольшие обители, различавшиеся между собой количеством монахов и наличием церкви: в келлиях, как правило, проживало несколь 4 ко монахов — а то и несколько десятков — и имелась церковь, тогда как в калливах церковь отсутствовала, а число иноков ограничивалось однимдвумя. В свою очередь, обители, арендовавшие землю у монастырей, могли сдавать ее в субаренду кавиотам — квартирантам, не имевшим статуса полноправных святогорцев. Это неполноправие имело и свои преимущества: формально кавиоты были независимы от монастырей. Келлиоты же и калливиты, как и скитское монашество, находились в зависимости от монастырей, которая вытекала не только из поземельных отношений.

Насельники зависимых обителей обязаны были во всем подчиняться монастырскому начальству и являться на монастырские послушания. Помимо платы за землю, которая в большинстве случаев предоставлялась по договору аренды, а не куплипродажи, зависимые обители должны были платить монастырям за лес и воду, за ломку камня для построек, за использование морского песка, за разрешение на возведение построек и их ремонт, за рукоположение священников и постриг монахов и т. д. Даже продавать приобретенное имущество приходилось только с разрешения монастырей.

Высшим органом внутреннего самоуправления был Протат, для которого вышестоящей гражданской инстанцией являлись турецкие чиновникикаймаки, представлявшие на Афоне Османское государство. Однако на практике скорее каймаки находились в зависимости от Протата. С церковной точки зрения Св. Гора подчинялась непосредственно константинопольскому патриарху. Своей судебной власти на Афоне не было.