Историко-философская концепция

Историко-философская концепция И. Романидиса строится прежде всего на основе греческой истории и предназначена для ее «правильного понимания». Тем не менее, он не обходит своим вниманием и соседние регионы, особенно Европу, история которой тесно связана с римской государственностью. В свете концепции И. Романидиса некоторые ключевые события европейской истории получают новую интерпретацию. Например, норманнское завоевание Англии расценивается им как продолжение германского завоевания Римской империи, а Робин Гуд — как вождь не социального, а национального движения против завоевателей. Любопытное наблюдение И. Романидиса относительно Реформации — что верность папе сохранили преимущественно те европейские страны, которые когдато входили в Римскую империю, — наводит его на мысль о том, будто вплоть до того времени (XVI в.) они помнили о своем римском прошлом и сохраняли верность римскому единству, кото 4 рое после падения империи для них олицетворял папа.

Наиболее масштабным событием европейской истории после германского завоевания в глазах И. Романидиса является Французская революция. Он согласен с тем, что она изменила судьбу народов Европы. Однако суть этих перемен характеризует по своему. По его мнению, третье сословие, добившееся участия во власти во время революции, — это потомки угнетенных франками галлоримлян. На протяжении тысячи лет франкская аристократия (не только во Франции, но и в других европейских странах) относилась к покоренным ею народам как к людям второго сорта. В Европе сложился уникальный социальноэкономический строй — феодализм, которого никогда не было в Византии.