Исследования взаимосвязей неоязычества

Исследования взаимосвязей неоязычества с другими современными антихристианскими религиозными движениями позволяют рассматривать греческое неоязычество как часть всемирного синкретического оккультномистического движения. Оно было привнесено в Грецию изза рубежа и имеет мало общего с древнегреческой традицией, а лишь использует местный колорит в целях укоренения на греческой почве.

Кроме того, христианские авторы отмечают отсутствие единого пантеона, сложность взаимоотношений между различными языческими организациями, а также пестроту и взаимную противоречивость их взглядов, общим знаменателем которых являются обожествление природы и отрицание существования внеприродных сил. Отметая неоязыческие претензии на «восстановление подлинно греческой цивилизации», христианские авторы доказывают, что возвращение к идолопоклонству означает служение низшим человеческим страстям, а следовательно, разрушение культуры и цивилизации.

Критика неоязычества с точки зрения христианской традиции рассчитана прежде всего на православных верующих, разделяющих христианское миросозерцание. В свете его неоязычество воспринимается как очередное изобретение врага рода человеческого, который пытается, пользуясь благоприятной обстановкой, низвести к погибели как можно больше человеческих душ. Язычество, конечно, не новое явление: в истории уже был период, когда люди, отступив от Бога, стали поклоняться идолам. С этой точки зрения для христианских авторов не имеет большого значения, основывается ли современное политеистическое движение на подлинной языческой традиции или изобретает свою.