Инструмент гражданского воспитания

Все эти события способствовали укреплению позиций традиционных сил в импе рии, на которые и опирался режим зулюма. Кроме того, в это время Порта стала воспринимать систему образования как важнейший инструмент гражданского воспитания и предприняла большие усилия для ее развития среди турецкого и мусульманского населения. Для нетурецких народов новая политика обернулась отменой многих ранее приобретенных прав и гарантий. Функции охраны порядка исполняла полурегу лярная кавалерия из башибузуков, получившая название хамидие. В нетурецких районах она творила произвол и наводила страх на местное население. Наиболее ярким примером бесчинств башибузуков стала массовая резня армян в 18941895 гг., спровоцированная подстрекательскими действиями армянских революционеров. В такой ситуации нетурецкие народы, еще недавно имевшие надежду на полную интеграцию в социальнополитические структуры империи, вновь ее лишились и обращали свои взоры в сторону других балканских государств.

Греки, движимые «Великой идеей», начали создавать свои организации в Македонии уже в середине XIX в. Эти организации сыграли важную роль в восстаниях, прокатившихся по Македонии во время Крымской и русскотурецкой войны 18771878 гг. Но ни Греция, ни Сербия, ни новорожденное болгарское государство не имели тогда достаточных сил для того, чтобы в одиночку присоединить к себе эти обширные территории. Поэтому следующую четверть века борьба за них носила больше не вооруженный, а идеологический характер.