Инородцы

Следовательно, называться греком может лишь тот, кто удовлетворяет обоим эти условиям: имеет греческое происхождение и воспитан в греческой культурной традиции. Невыполнение одного из условий автоматически исключает человека из рядов греческой нации. То есть за людьми, которые родились греками, но отошли от греческой культурной традиции, например греческими коммунистами, «полковники» не признавали права называться греками. Аналогичным образом инородцы, даже воспитанные в греческой культурной традиции, никогда не могут стать греками. Таким образом, идеология военного режима вновь подняла впервые поставленный еще греческими просветителями вопрос о критериях национальной идентичности. Но если для греческого Просвещения, апеллировавшего в данном случае к классической древности, первостепенную роль играли культурные признаки, то позиция военного режима близка иной традиции, уходящей корнями в эпоху романтизма и нашедшей наиболее яркое выражение в теориях начала XX в.

Представление о национальном духе, восходящее к европейской философии эпохи романтизма, довольно прочно утвердилось в греческой общественнополитической мысли уже в начале XX в. Этому способствовали длительные поиски собственной исторической идентичности, обусловленные начавшимся в эпоху Просвещения формированием понятия нации у греков. То понятие нации, которое предлагала им европейская мысль нового времени и которое в конце концов и было ими усвоено, представляло собой часть европоцентристской модели истории, в которой грекам отводилась роль периферии, хотя и признавались их славное античное прошлое и вклад, внесенный ими в строительство европейской цивилизации.