Идеальный вариант статуса Церкви

Идеальный вариант статуса Церкви в обществе и государстве предлагает восходящая опять же к византийской практике теория симфонии, хорошо известная историкам, но вовсе игнорируемая политологами.

Симфония, т. е. «согласие», властей предполагает совершенно иной, абсолютно чуждый современной либеральной демократии принцип разделения властей: она осуществляется между светской и церковной властью, предполагает их независимость и одновременно взаимопроникновение, гарантирующее их сбалансированность. Естественно, в безрелигиозном или мультиконфессиональном обществе подобная модель неосуществима, поскольку предполагает подлинную, а не демагогическую ответственность обеих ветвей власти перед нелицеприятным судией, исполнителями воли которого они себя осознают. Разумеется, этой модели, имеющей за собой солидный исторический опыт и корректировавшейся временем, чужд примитивный мессианизм многих поколений американских политических идеологов, уходящий корнями в протестантские и околохристианские вероучения.

Чтобы наглядно показать различия между ромейским идеалом социальнополитической организации и построенной по западному образцу социальнополитической организацией в новой Греции, Г. Металинос составил две схемы, которые мы здесь воспроизводим (см. схемы 1, 2).