Греческие монастыри

Итак, в 1914 г. русских было на Афоне большинство, но они не только не определяли порядок вещей, но были даже ущемлены в правах. Так как русским принадлежал всего один из господствующих монастырей, то они имели только одного представителя в Протате. Множество русских иноков проживало в обителях, находившихся в зависимости от греческих монастырей, и подвергалось всяческой дискриминации со стороны последних. В аналогично неравноправном положении на Афоне находились и монахи других национальностей: сербы и болгары также имели по одному монастырю, а румыны ни одного. В годы турецкого владычества к грекам перешел и Иверский грузинский монастырь. В итоге из 20 членов Протата 17 были греками, что не соответствовало национальному составу афонского монашества ни в 1917, ни тем более в 1914 г.

В российском МИД уже в то время давалась довольно точная оценка сложившемуся на Афоне положению. Позволим себе выдержку из аналитической записки по афонскому вопросу.

«Положение это могло бы найти некоторое оправдание лишь в том случае, если бы греческий элемент Св. Горы имел за собою какиелибо крупные моральные преимущества. К сожалению, времена духовного подъема греческого монашества давно уже прошли. Призванное судьбой, со времени взятия Константинополя Турками и в особенности в девятнадцатом столетии, играть роль не только духовного руководителя своей паствы, но и политического вождя, проникнутого определенными национальными задачами, Греческое духовенство, в том числе и Афонское монашество, привыкло приносить свой молитвенный порыв и стремление к подвигу в жертву национальным страстям и вожделениям».