Греческая историография

Греческая историография высказывает две точки зрения, оценивая грекоболгарский конфликт. Одна из них рассматривает его как антиномию между вселенским православием, выразителем которого был патриарх, с одной стороны, и болгарским национализмом, с другой1. Вторая точка зрения более объективна: она признает за действиями патриархии противостоящий болгарскому греческий национализм. Действительно, последний нашел удобную форму для самовыражения под прикрытием патриарха, чей образ греки пытались отождествить со вселенским характером православия. С сожалением греческие историки констатируют и тот факт, что пагубный пример внесения национального в жизнь Церкви подали сами греки, подготовившие вместе с баварцами церковную реформу в греческом королевстве в 1833 г. Примечательно, что именно в 1860е гг. произошло реформирование системы управления патриархией: отныне в ней стали принимать большое участие миряне, значительно потеснившие клириков. Это означает, что в данный период времени патриархия становится действительно национальным центром константинопольских греков, все более утрачивая остатки своей вселенскости. Теперь защита греческих национальных интересов (а не интересов православного населения в целом) все более входит в ее идеологию и повседневную жизнь. В сотрудничестве с патриархией на этой ниве активно действовали появившиеся в это время греческие общественные организации, такие как Константинопольское греческое филологическое общество (18611922). Некоторые историки вообще склонны рассматривать их деятельность как образец национального конструирования".