Болгаромакедонский спор

Еще один пример такого рода — болгаромакедонский спор о Внутренней Македонской революционной организации (18931934). Болгарская сторона утверждает, что эта организация была создана болгарами и боролась за укрепление болгарского национального самосознания в Македонии и последующее ее объединение с Болгарией. В свою очередь, македонская сторона настаивает на том, что вся история этой организации свидетельствует о ее македонском национальноосвободительном характере, что ее основателями были этнические македонцы, стремившиеся к созданию независимого македонского государства.

Недавно среди культурных «оснований» национальной идеи появилось еще одно новшество: это попытка воссоздания национальной религии на основе языческих верований. Примечательно, что мода на реанимированный политеизм, занесенная на Балканы из Западной Европы примерно два десятилетия назад, шире всего распространилась в Греции, которая единственная к тому времени была интегрирована в Европейское сообщество. Поскольку неоязычники считают себя единственными носителями подлинной греческой традиции и культуры, то можно рассматривать их движение как одну из форм реакции на процессы культурной гомогенизации в Единой Европе.